Даже у опытного мастера на тканый фартук уйдет три дня. На кофточку – больше недели. Юбка – самое сложное, на нее уйдет не меньше двух недель. Чтобы создать целый костюм, понадобится месяца два усидчивой работы, ведь домашнее хозяйство не бросишь, оно тоже времени требует. Тут без любви к ткачеству никак.
Сколько метров полотна наткали – тут никто не возьмется подсчитать. Было время, Степанида Алексеевна днем швеей работала, а вечером к любимым кроснам спешила. Есть среди изделий, которые ткет бабушка Степанида, одно довольно редкое. Это «наметка», или «плат» – старинный головной убор, который замужние крестьянки носили в старину. Тканые полоски шириной сантиметров 30-60 делали исключительно из тонкой льняной нити, и именно здесь, в Малоритском районе Брестской области, их богато вышивали.
Чтобы показать мужской национальный костюм на человеке, женщины позвали к нам на встречу мужа одной из них. Пока мастерицы демонстрируют работу на кроснах, прялке, лебедке-моталке, находится задание и для мужчины. Краем уха слышу от него, что не мужская это работа
– с нитками возиться. Интересуюсь: неужели совсем не мужская, и даже в былые времена не помогали?
– Еще как помогали! – протестует Валентина Готовчиц. – Моталок у нас не было, мужчины моток держали, а женщины нитку в клубок скручивали. Я была маленькая и помню, как в детстве мама сидела за кроснами, ткала половицы, а папа с противоположной стороны помогал, ровнял, перебирал крючком нитки. Лен убирать и обрабатывать тоже помогал.
Но Валентина Ивановна признает, что все же издавна эта работа считается больше женской. Зная, что на занятия к ней в кружок ткачества приходят школьники, спрашиваю: а есть ли среди них парни и не дразнят ли их?
– Есть и мальчики. Один из них семиклассник. Ему нравится покрутить лебедку, нитки намотать, «цевку насукать», сам за кроснами ткет. Всегда интересуется, когда мы начнем кружок в следующий раз. Дети ничего не говорят, что это «бабская работа» или что-то такое. Они так не разделяют. Нравится – значит приходят.