Юшка, сжигание шапок, сбор трав: как празднуют праздник Пятрока в Любанском районе.
Песни сменяются танцами: "Семеновна", коробочка, кадриль. На площадке перед сельским клубом резво притопывают пары: кто специально приехал в деревню Шипиловичи поучиться белорусским танцам в летнюю школу, чтобы потом сплясать на празднике Пятрока, а кто просто всю жизнь здесь живет и помнит, как танцевали родители, бабушки-дедушки. Помнит старинные песни и подтягивает вслед за певцами. Тут вдруг бурная мелодия - вырываются в круг хлопцы, танцуют "шамилю", старинный танец, похожий на лезгинку. Летают руки, отбивают боевой ритм каблуки сапог и современные кроссовки. Не важно, как ты одет, важно, что традиция живет.
Фестиваль традиционной культуры "Пятровiца" уже много лет приводит в Любанский район гостей не только со всей Беларуси, но и из-за рубежа. Пока в столице рассуждают, как привлечь туристов в регионы, на Любанщине уже все придумали и всех позвали. Сюда едут семьями, с детишками мал мала меньше, готовясь загодя и специально планируя отпуск. Купалье всем известно, а вот Пятрок как особый праздник отмечают только здесь, и традиции тут свои, которых в других местностях не встретишь.
- У каждой деревни в районе есть свой праздник, - рассказывает этнохореограф, заведующий организационно-творческим отделом Любанского районного центра культуры Сергей Выскварка. - В Шипиловичах на Петра всегда устраивали ярмарку. Приезжал священник, проводил молебен, потом все расходились по деревне, в каждой хате была гулянка, застолье...
Смотрю на бабу Катю, на ее вышитую яркими цветами сорочку, фартучек, затейливо повязанную косынку, нитки бус на шее, слушаю, как она выводит частушки: "Я свекровки не боюсь!" Говорит, пела всю жизнь, с самого детства, потом, казалось, позабыла и слова, и мелодии, а надо запеть - и все само всплывает в памяти. А рядом молодежь - перенимает, запоминает, подпевает.
Пятрок в
Шипиловичах