«Проводы русалки» в Великом Бору
Есть в местечке Великий Бор, что на гомельской земле, старинное народное поверье о русалках. Как отпразднуют Троицу, так начинается «русальная неделя». Эти самые русалки выходят из лесов, рощ и болот поближе к жилью сельчан. Да только помыслы у них совсем не добрые. Того и гляди нашлют гибель на урожай, у коров пропадет молоко, а дружные соседи вмиг станут заклятыми врагами.
Сегодня в агрогородке Великий Бор Хойникского района 720 жителей. Галина Алексеевна Хорошко тут родилась, тут всю жизнь проработала с 1950 года. Окончила Великоборскую восьмилетку. 9—10-й классы отучилась в соседнем селении в пяти километрах. Это теперь в Великом Бору есть своя школа с 11-ю классами. Раньше еще и баня, и общежитие действовали. Галина Алексеевна никуда из родной деревни не уезжала, даже в санатории.
— Хатка у нас с мамой была маленькая. Стал строиться совхоз, но мне квартиру не давали, а хотелось жить получше. Вот и пошла работать в совхоз, получила свою квартиру. Последнее место работы было в полеводстве. Даже в газете написали: «Кто такая Галина Хорошко? Она всегда на земле. Куда бы ее ни послали, всегда показывала себя с хорошей стороны».
У Галины Алексеевны две дочери. От них три внука и внучка. Десять лет как не стало мужа Петра, и живет Галина Хорошко одна. В былые времена держала и корову, и свиней, и кур, сеяла и растила, урожай убирала — все сама, своими руками. Теперь хозяйство и двух коров держит дочь и помогает матери. Вообще, говорит Галина Алексеевна, в селе народ трудолюбивый, умеет ценить труд, урожай и отдых.
Галина Хорошко с малых лет помнит, как в Великом Бору проводят обряд «Проводы русалки» — символ изгнания этих существ подальше от человеческого жилья. Русалку выгоняют в поле, тем самым очищая село от нечисти, чтобы жилось спокойно, чтобы были здоровье и благополучие.
— Эти русалки — вредные сущности. Живут в прудах, в других водоемах, в канавах. Могут выйти к людям и начать пакостить. Коням могут гривы заплести, потом попробуй распутай! Могут утащить детей и утопить. Да! Возьмет русалка пучок ячменя или ржи, завьет «завитку» да подбросит соседям. И те, что дружно жили, начинают ссориться, завидовать друг другу!
В былые времена русалку в Великом Бору водили в оба конца селения. На роль Русалки выбирали молодую незамужнюю девушку. Из ветвей, трав и цветов мастерили ей зеленый наряд. Каждый год и стар и млад с нетерпением ждали, когда Русалка в сопровождении охранников пойдет по селу. На роль охранников выбирали молодых парней, а шествие сопровождалось обрядовыми народными песнопениями. Сами селяне надевали праздничные наряды, вышитые своими руками платья, кофты и передники.
— Я еще совсем маленькая была, — рассказывает Галина Хорошко, — помню, сидим, ждем, пока русалку вести будут. Ухвачусь за мамкину юбку и идем вместе. А тогда по условию обряда по ногам крапивой жарили! Бежишь и так боишься, чтобы только крапивой не припекло.
Сегодня в Великий Бор поучаствовать в обряде «Проводы русалки» приезжают школьники и народные коллективы. Услышав об обряде, из Хойников приехали ученицы 3-й школы и гимназии, чтобы узнать, как все происходит, и поучаствовать самим. Признались, что все это для них в новинку — венки плести, песни разучивать, но очень интересно узнать, как это делали их бабушки. Участницы ансамбля «Спадчына» в обряде принимают участие далеко не первый раз. Некоторые из них сами уроженцы Великого Бора и хорошо знают все этапы действа.
— Мы приезжаем каждый год, нам очень нравится этот обряд, ведь он взят из жизни. Как в старину водили, так и сегодня. Мы еще в детстве гоняли русалку по ржи. Когда ведем русалку, все люди выходят, и бабульки, и старички, и молодежь за нами идет. И, самое главное, детки маленькие все это перенимают — приехали из городов к деду с бабкой на каникулы и идут с нами. Поверье такое, что вот проведем русалку, и будут у нас добро, богатство, хороший урожай, детки будут рождаться. И беда нас обойдет стороной.
В этот раз накануне «Проводов русалки» по Великому Бору прошлась буря, сбило листья, обломало ветви деревьев. У местных жителей есть свое поверье, нарушать которое нельзя. Во время всей «русальной недели» нельзя работать ни в поле, ни в огороде. На поле можно было появляться только в крайнем случае и только в светлое время. Выйти можно было с кем-то на пару, иначе русалки могли погубить весь урожай или завлечь на дно речное и утопить. Говорят, женщины даже не шили и не пряли, иначе все их работы утаскивали русалки.
— Эту неделю еще называют «градовой», — рассказывает Галина Хорошко, — землю на этой неделе шевелить нельзя, иначе может побить градом урожай. Некоторые в это не верят, говорят, мол, что вы знаете… И вот пожалуйста, кто-то нарушил правило — деревья поломало, градом побило, лило как из фонтана!
Жанна Хорошко и ее муж Анатолий оба родились в Великом Бору, здесь же сыграли свадьбу и уже 43 года женаты. Анатолий 21 год проработал заведующим клубом, а Жанна работала контролером на заводе, потом в школе, наконец, стала в клубе художественным руководителем. Именно они не дали обряду угаснуть, возродив «Проводы русалки». Жанна Владимировна бережно сохранила песни, услышанные ею от бабушки.
— «Проводы русалки» водила еще моя бабуля. Она дожила до 90 лет. И до войны водили, и после войны. Мы детьми всегда бегали за бабушками и смотрели, как проводят русалку. Когда бабушка умерла, я еще была молодая, водить стало некому. Обряд приостановился. Когда мы с мужем пошли работать в клуб, то сразу возобновили «Русалку», снова начали водить. Бабушка мне еще при жизни передала «русальные песни». Тех стариков, что помнят их, уже не осталось, а я успела записать в тетрадку песни, когда бабушка мне их пела. Эти песни сохранились по сей день. Молодежь все больше в города уезжает. А мы, кому за 60, мамы наши, остаемся здесь. Моя мама тоже сегодня с нами. Уже не поет после болезни, но обряд не пропускает.
«Проводы русалки» оканчиваются в поле за деревней. Туда несут сплетенные из трав веночки, у каждого свой. А еще есть один большой обрядовый венок. Все они шествуют за русалкой. Там, у поля, разжигают костер. Теперь венки и малые, и большой нужно пронести над костром. От пламени они наделяются особой силой плодородия.
Перепрыгнуть через костер спешат и сами участники обряда: от беды и сглаза очиститься, а еще в прыжке успеть загадать сокровенное желание. Девочки молодые суженого желают, кто постарше — здоровья, дети — хорошей учебы. Каждый желает свое. Затем большой обрядовый венок разрывают на пучки. Селяне буквально бросаются на него, чтобы успеть ухватить хоть пару веточек.
— Все это неспроста, — поясняет Жанна Хорошко, — зачем же мы освящали венки, и маленькие, и большой? Каждый теперь занесет их на свой огород и положит на грядки. Чтобы хороший был урожай, чтобы густо росли огурцы, чтобы капуста была крепкая и широкая, как сам этот венок. Каждый кладет на разные овощи.
— Ветки от венка мать давала с наказом, — вспоминает Галина Хорошко, — надо было занести на огород. Огороды были далеко за хатами. Идешь, а рожь растет по одну сторону дороги и по другую. Мать приговаривала: «Смотрите, осторожно, а то выйдет русалка из жита и даст «смоловую цыцку». Как мы этого боялись! Бегом бежали через рожь к огородам.
Наконец, когда садится солнце, Русалка убегает в поле вместе со своими охранниками. Они стараются защитить русалку от сельчан. А сельчане стремятся догнать русалку — во что бы то ни стало нужно сорвать с нее зеленый наряд, оборвать листья, цветки и травы. Эта зелень также символ урожая, она считается наделенной особой силой. Сорванная с русалки листва, уложенная на огороде, усиливает плодородие и урожайность. С этого времени и до следующего года русалки больше не должны вредить людям. В 2016 году обряд «Проводы русалки» получил статус историко-культурной ценности Беларуси. Великоборцы хранят свой аутентичный обряд, который с давних времен спасает их селение от русалочьих проказ.
Виктор Чамковский
Фото Павла Кузьмина
Видео Павла Кузьмина и Виктора Чамковского