Тайный язык шаповалов
Дрибинский край издавна славится шаповалами, у которых даже есть свой тайный язык — катрушницкий лемезень. Шаповальство, включенное в список историко-культурных ценностей Беларуси, стало визитной карточкой не только района, но и всей Могилевской области. Хранителями секретов ремесла являются более десяти человек. И, пожалуй, наибольшее количество мастеров сконцентрировано в деревне Покутье. Живут здесь Владимир и Мария Осиповские — сын и мать. Марии Михайловне уже 81 год. Несмотря на проблемы со здоровьем, ремесло она не бросает, хоть и уделяет ему меньше времени. До сих пор прядет шерстяные нитки, делает из шерсти одежду, половики и украшения:
— Я не понимаю, как это можно ничего не делать?! Сколько себя помню, всегда работала с шерстью. В молодости держала до 40 овец, вот и освоила ремесло. Можно сказать, нужда заставила. Семья была большая, и всех нужно было обуть и одеть. Я самоучка, хотя перед глазами был пример бабушки и мамы. Некоторые технологии переняла у Евдокима Егоровича, мастера, который несколько лет жил в нашем доме.
Свои навыки Мария Осиповская передала сыну Владимиру, который специализируется на изготовлении валенок и работает при районном историко-этнографическом музее. Сейчас это мастер с 30-летним стажем:
— Создание валенок — тяжелый физический труд. Чтобы сделать одну пару, надо выполнить порядка 40 операций: от вычесывания шерсти и валяния до сушки и декоративного украшения обуви. Работа полностью ручная. Причем за сезон мастер вдыхает до кило шерсти, летающей в воздухе.
Чтобы проверить готовые валенки на качество, нужно их согнуть и отпустить — хорошие тут же вернут прежнюю форму. Как вариант — захватить пальцами маленький кусочек шерсти и поднять валенок: он должен удержаться. Но, подчеркивает Владимир Станиславович, качество валенок зависит не только от работы шаповала. Влияет на результат и порода овец, шерсть которых используется, и то, весенняя это шерсть или осенняя, и многие другие факторы. К слову, для изготовления валенок подходит только немытая шерсть, иначе она теряет клейкие качества. Лучше всего использовать шерсть романовской породы овец.
Стоят валенки от 80 до 350 рублей. Цена зависит от сложности работы, используемого материала и размера обуви. Например, на детские и женские валенки понадобится до килограмма шерсти и двое суток времени. На изготовление мужской пары 48-го размера может уйти и два килограмма шерсти, а работать придется не менее трех дней.
В зависимости от времени года мастеру приходится делать до 20 пар в месяц. В связи с близящейся зимой спрос на валенки вырос. Заказы бывают не только из Беларуси и России, но и из Австралии, Германии, Италии, Литвы. Самые ходовые — черные и серые валенки, а вот белые больше популярны у модниц. Все цвета натуральные, говорит Владимир Осиповский, без красителей:
— Как говорится, натурпродукт, его экологичность не вызывает сомнений. Зимой валенки греют, летом в них не жарко. Они полезны при ревматизме, служат для улучшения мужской потенции и как антипохмельное средство. А какие прочные! Моя дочь за зиму может сносить несколько пар обычной обуви, а валенки носит четвертый сезон.
Гордость Зюликовых — самодельная чесальная машина для шерсти. Валентин купил ее у одного шаповала много лет назад:
— Это сердце нашего ремесла, помощница. На этой машине килограмм шерсти можно очистить за минуту. Обычно работаем на ней вместе с женой. Лидия засыпает шерсть и распределяет, я с другой стороны — принимаю. Получается чистый, ровный слой шерсти. Потом и валенки делать приятнее.
Семейная пара хочет делиться навыками не только внутри семьи, но и с другими людьми. Несколько лет назад Валентин и Лидия открыли агроусадьбу «Сядзiба Шапавалы». Там держат овец, изготавливают валенки и проводят мастер-классы. Посетители «трогают» ремесло своими руками, делают сувениры из шерсти. Есть в усадьбе и музей с небольшой коллекцией инструментов ремесленников и предметов быта: серпы, лампы, деревянные колеса, кадки, корзины — все местное, из Покутья.
Шаповальство на Дрибинщине будет жить. Кроме молодого поколения Зюликовых навыки мастерства осваивают детки из образцового кружка «Катрушник» и посетители школы шаповалов.
Любовь Соловьева
Фото автора и Андрея Сазонова
Видео Сергея Сивухи и
Виктора Чамковского
Живут в деревне Покутье и супруги Зюликовы. Валентин и Лидия потомственные шаповалы. Секреты ремесла передавались в семье из поколения в поколение, рассказывает Валентин:
— Меня учили шаповальству мой дедушка Моисей и отец Владимир, а их в свою очередь прадед. Сейчас два ученика есть и у меня — сын Владимир и зять Максим. Получается, целых пять поколений шаповалов.
Когда-то в Покутье валенки делали практически в каждом доме. Деревня жила бедно — земля была неплодородная, кругом одни пески. Чтобы прокормиться, сельчане занимались шаповальством. В самое горячее время, а это октябрь — декабрь, трудились день и ночь. Трудились все от мала до велика:
— Помню, в детстве взрослые выделяли тебе работу, и ты не мог отлынивать. Пока не поваляешь в воде, допустим, три пары валенок, гулять не пойдешь. И объемы производства были впечатляющими. Считайте сами: в деревне было около 60 домов, в каждом за неделю делали 15—20 пар валенок. За год выходило не менее 45 тысяч пар.