«Заплетание березы» в Лобковичах
Каждое лето в праздник Святой Троицы в деревне Лобковичи Кричевского района можно наблюдать необычную картину: женщины и девушки наряжаются в красивые платья, украшают голову венками и отправляются в березовую рощу, прихватив с собой угощения и затянув песню. Все это для того, чтобы провести там древний обряд «Заплетание березы» - девичник старинного образца. В этом году он выпал на 16 июня.
Все песни, танцы и игры – как в старину, подчеркивает директор Лобковичского сельского дома культуры Елена Балдесова:
- В детстве я много времени проводила со своей бабушкой Федорой, большой любительницей фольклора. Меня, маленькую девочку, так впечатлили ее рассказы об этом обряде, что уже во взрослом возрасте я твердо решила – нужно «Заплетание березы» возродить и сохранить для следующих поколений. Нашла местных старожил, которые помнили, что и как нужно делать, и скрупулезно записывала все шаги обряда и их значение. Особенно помогла Елена Дудкова, которой сейчас уже нет в живых. И вот вместе с единомышленницами, поддержавшими мою идею, уже почти 30 лет празднуем «зеленые святки».
Береза издревле олицетворяла девушку – тонкая, стройная, молодая. Именно этот символ красоты занял центральное место в женском обряде. В роще жительницы деревни обязательно находили два стоящих рядом молодых дерева. Ветви завивали наподобие косы или как венок, украшали их цветными лентами, при этом загадывая желания на хорошую жизнь и богатый урожай. Затем березы наклоняли друг к другу верхушками и переплетали, делая символическую арку. Вокруг и через нее водили хороводы с песнями, гадали на будущее, развлекали себя играми и обязательно кумились. Для этого барышни парами проходили под березовыми воротами, обменивались венками и трижды целовались со словами: «Пакумімся, кума, пакумімся, каб нам не сварыцца, навек паддружыцца».
Каждый элемент «Заплетания березы» несет некий посыл, даже игры. Подбросили платки - чей выше взлетел, та целый год будет главной кумой с решающим словом в спорах. Или в центре хоровода садится старшая женщина, а остальные пытаются эту «спящую бабку» разбудить песнями. Она злилась и жалит «обидчиц» крапивой. Кому досталось такое угощение - целый год проведет, не болея.
- Конечно, сейчас обряд носит элемент сценического выступления или даже игры, но наши предки придавали ему большее значение. Раньше в этот день песни звучали из каждого уголка деревни, а само действо затягивалось до поздней ночи. Похожие ритуалы проводили и в других точках Беларуси, но каждая местность имеет свой почерк. На той же Гомельщине вместо венков обменивались платками, а еще водили куст – одетого в траву и ветки человека. Мы же чтим свои традиции.
По воспоминаниям лобковичских бабушек воссоздали и рецепты троицких угощений. Главное блюдо – «яешня» на шкварках, украшенная зеленым луком и укропом. Многие готовили в печи троицкие пироги с яичной начинкой.
Редкий белорусский обряд обходится без гаданий. В этот день женщины бросали свои венки на березу, сперва загадав желание. Повиснет на ветвях – сбудется. Или бросали венок в реку – тогда он должен был остаться на воде, не утонуть. И ведь сбывается, уверена художественный руководитель сельского Дома культуры Галина Тарабарова:
- У меня очень сильно болел внук. Несколько лет назад, бросая венок, я загадала желание, чтобы ребенок скорее поправился. И знаете – сработало! Считаю, это самое главное – верить в то, что делаешь. Я большой поклонник фольклора, люблю петь живым голосом, поэтому во время «Заплетания березы» полностью проникаюсь им, чувствую связь с предыдущими поколениями. Это дань уважениям предкам. Надеюсь, что обряд продолжит жить и после нас.
И эти надежды не пустые. Молодые сельчане все больше проявляют интерес к истории и культуре Лобковичей. 15-летние Наталья Комбаева и Лилия Дурбажева второй год занимаются в вокальном ансамбле «Сударушки». Девушки обещают продолжить дело по сохранению традиций. А значит, пока жива деревня, будет жить и «Заплетание березы».
Любовь СОЛОВЬЕВА
Фото автора
Видео Виктора ЧАМКОВСКОГО
и Александра ПОНИМАТКО