«Стрилка»
в Бездеже

«Ой, литы, литы, стрилка, по долам, по горам. Ды нэсы, стрилка, дэвоцкую красу…» Услышать обрядовую песню в деревне Бездеж Дрогичинского района в исполнении женщин можно только раз в году — в первый день Пасхи. Танец-хоровод «Стрилка» закрывает Великий пост и начинает пасхальные гулянья. «Стрилка» и бездежские фартучки сегодня — главные достопримечательности агрогородка с 600-летней историей.

…Мария Остапович, или Маруся, как зовут всех Марий в Бездеже, директор музея народного творчества «Бездзежскі фартушок», готовясь к «Стрилке», повязывает на пояс красивый фартук:

— У каждой жительницы Бездежа было минимум 12 фартучков — на все главные церковные праздники.
Нынешний век — скоростей и технологий. К Свято-Троицкой церкви в первый день Пасхи молодежь в большинстве своем приходит в современных платьях и в джинсах. А вот женщины постарше — в народных костюмах, многие сами их ткали и вышивали. Фартучки к такому костюму — главный аксессуар. Правда, большая часть бездежских фартучков сегодня находится в музее «Бездзежскі фартушок». 319 штук, и ни одного повторенного узора! Самому старому фартуку 138 лет.

Бездежское полотно невероятно тонкое и необыкновенной белизны. Здешний технический контроль испокон веку был прост: если 300 ниток пройдут через обручальное кольцо, пряжа получилась. Потом ткань отбеливали и стирали в речке Плесе. И шили фартуки. Для вышивки использовали цветные нити, крашенные сажей, луковой шелухой, дубовой корой или ольховыми шишками.

Как получилось, что языческий хоровод «Стрилка» водят рядом с православным храмом?
Заведующая отделом традиционной культуры Брестского областного общественно-культурного центра Лариса Быцко знает, что так было не всегда:

— Случалось, священник не разрешал. Тогда люди собирались и шли за деревню на луг, на поляну, где водили хоровод.

Мария Остапович добавляет, что нынешний настоятель храма Геннадий Ворон ничего против обряда не имеет:

— Мы ведь даже не знаем, когда люди стали водить «Стрилку». Это испокон веков. А сегодня «Стрилка» — в государственном Списке нематериального наследия Беларуси.

Обряду предшествует служба в Свято-Троицком храме, называется она на местном диалекте «Нешпар». После службы и крестного хода бездежцы и гости собираются на площади перед церковью. Все берутся за руки и с песнями водят хоровод, причем не по кругу, а в виде подковы или тетивы лука. Отсюда и название — «Стрилка». Внутри стрелки несколькими группками стоят дети, которые символизируют «зернышки». Обряд посвящается будущему урожаю. После проведения «Стрилки» начинаются пасхальные гулянья.
28 апреля 2019 года посмотреть на «Стрилку» прилетел из Минска Федор Повный — протоиерей, настоятель столичного Всехсвятского прихода. Федор Повный привез в церковь Благодатный огонь. Обратился к прихожанам и подарил отцу Геннадию Евангелие, изданное в прошлом году по случаю освящения храма-памятника в честь Всех Святых в Минске.

К слову, в Свято-Троицкой церкви уже есть одно уникальное Евангелие. Около восьми лет назад оно вернулось чудесным образом. Когда-то кто-то вывез его в Германию. Потом Евангелие обнаружилось в антикварном магазине, которым владеет в Мюнхене русскоязычная эмигрантка. Евангелие, к слову, с именной надписью супруге священника — Феофиле Кадлубовской.

Немец оценил украденный из храма раритет в 6700 евро. Но хозяйка магазина сначала обратилась за советом к местному батюшке Николаю Забеличу, у которого тогда гостил белорусский коллега из Ганцевичей. Священнослужители поговорили с хозяином книги. И он согласился вернуть Евангелие в Бездежскую церковь. Бесплатно. К слову, могила той самой Феофилы, в память о которой храм и получил святое Евангелие, за церковной оградой Свято-Троицкого храма.

Если не получилось увидеть «Стрилку», зайдите в эту церковь. Она построена в 1784 году, во время действия Брестской церковной унии, и там сохранились униатские иконы.

Есть в Бездеже еще одна церковь — новая, кирпичная. Рождества Христова. Есть костел Святой Троицы.

Ну и, разумеется, вам обязательно нужно попасть в музей «Бездзежскі фартушок». Здесь каждый день можно удивляться. В минувшем году в музее побывало 20 тысяч человек.

— В нынешнем году нам 20 лет, «взрослеем», туристов стало больше приезжать, — смеется Мария Остапович.
Не только в Бездеже, но и вокруг Бездежа есть на что посмотреть. За деревней — пункт Дуги Струве «Бездеж». Отреставрирована мемориальная колонна у сельского кладбища, к ней прикреплена икона святого Николая Чудотворца. На одной из трех табличек, установленных на четырехгранном столпе, увидите надпись: «Дорожная каплица, возведена в XVIII веке в ознаменование достоинств местечка Бездеж как значимого центра духовной жизни в память о многих событиях его славной истории, и в благословение всем путникам, посетившим Бездежскую землю». Правда, у историков нет единого мнения относительно событий, предшествующих постройке этого объекта. И это добавляет ему некую таинственность.

Музей «Бездзежскі фартушок», храмы, геодезический пункт и мемориальную стелу показывают всем гостям Бездежа. Уроженцы Дрогичинского района в Год малой родины вносят свой вклад в популяризацию уникальной деревни. Так, протоиерей Федор Повный прилетел в Бездеж по приглашению руководителя Минского аэроклуба ДОСААФ Николая Мочанского, который родом из деревни Белинок. Николай Петрович уже показал Бездеж знаменитому ведущему «Поля чудес» на российском телевидении Леониду Якубовичу. Обещал еще много гостей.


Валентина КОЗЛОВИЧ
Фото Павла КУЗЬМИНА и Алексея СТОЛЯРОВА
Видео Павла КУЗЬМИНА и Виктора ЧАМКОВСКОГО
В 2009 году коллектив музея стал лауреатом специальной премии Президента деятелям культуры и искусств за создание уникальной коллекции аутентичных узоров народного творчества, значимый вклад в сохранение и популяризацию местных ремесел, обрядов и диалектов.

Премия стала толчком для продвижения идеи собственного подворья «Каля Плэса». Купили хату поблизости. Обустроили по всем сельским канонам. Во дворе выкопали пруд. Запустили рыбу. Колодец привели в порядок. В хлеву, как и полагается, появились коза, лошадь, кролики. Лесники коня подарили. Он возит гостей. Летом — на бричке. Зимой — в санях.

Мария Остапович приглашает в крестьянский дом. С «прызбай» — завалинкой. С крылечком. Сенями. Некрашеными окнами. В большой комнате — стол, шкаф. На окне — занавески-«фiранкi». На подоконниках — герань в горшках. На кухне в печи догорают дрова. «Присаживайтесь, пока бульба не остыла», — зовет хозяйка, наливая в глиняный жбан квас на березовом соке...
52.319633, 25.319274
Где это?
Бездеж

Дрогичинский район,
Брестская область