Ткачество в Доропеевичах

Деревня Доропеевичи расположена в Малоритском районе, едва ли не на самой окраине Брестской области, километрах в пятнадцати уже Украина. Первое, чем нас встретили Доропеевичи – своим гостеприимством. Едва мы ступили на порог хаты нашей героини, как хозяйка баба Стэпа поспешила блины печь.

Так зовут сельчане известную на всю Беларусь мастерицу Степаниду Степанюк. Вот уже больше 75 лет она ткет рукодельные костюмы и платья, рушники и скатерти, наметки и пояса – все на старых кроснах. Известной бабушку Степаниду сделал уникальный способ ткачества «кожушком». В ХХ веке он был забыт, уступил место более простым вариантам. Но Степанида Алексеевна один раз увидела вытканный «кожушком» узор и решила обязательно повторить. Да не все так просто. Пошла к соседкам-мастерицам – никто так не ткал. В соседнюю деревню обратилась – и там помощи нет. Как знать, получилось бы, кабы не вещий сон под утро.
– Пачынаю ў першы дзень ткаць – не выходзіць. На другі дзень зноў. Так я шэсць дзён накідвала і раскідвала. Перахрысцілася, думаю, лягу спаць. Калі заўтра не атрымаецца, кіну ткаць, – вспоминает мастер ткачества Степанида Степанюк. – Раніцай мне сніцца, што я іду ў напрамку Кобрына. Лужайка з траўкай, на якой далёка стаяць кросны. Бачу, што за кроснамі жанчына сядзіць. Думаю, пайду да яе і спытаю. Падышла, кросны ёсць, а жанчыны ўжо няма. Каго ж я цяпер спытаю, як мне набіраць ніткі?

Успела Степанида Алексеевна в том сне рассмотреть, как заправлены кросна. Нити там были накиданы менее плотно. Проснувшись, хозяйка ни еду не готовила, ни в хате не прибирала. Первым делом поспешила за кросна. Заправила не весь станок, а маленькую полоску. Тут чудо и произошло. Как говорится, сон в руку оказался. Все вышло точно так, как ткали в Беларуси 150 лет назад. Теперь если с одной стороны полотна по красной дорожке расстилались белые узоры, то с другой – наоборот, по белой красные. Как негатив и позитив фотографии – выбирай любую сторону.

Степанида Степанюк родилась до войны. Шесть лет ей было, когда на их хуторок в лесу нагрянули немцы. Семью с пятью детьми перегнали в соседнее село Доропеевичи, чтобы были под общим контролем и партизанам не помогали. Мама Степаниды хорошо ткала, ткацкие кросна сделал отец. Шили одежду, рушники, покрывала, половики… Продавали или меняли на еду. Так и выживали во время войны.
Так же сегодня ткет на кроснах дочь Степаниды Алексеевны. Валентина Готовчиц всему научилась у мамы, давно сама лихо справляется с прялкой, моталкой, кроснами и челноком. Говорит, разве что за узоры по-прежнему отвечает мама Степанида.

– Все это именно старинные узоры со старых костюмов, – объясняет Валентина Готовчиц. – У нас были и сейчас остались юбки старого образца. Мы с них и переносим все узоры. Только сочетаем по-разному, переставляем, дорисовываем, что-то свое придумываем. Например, используем васильки, да и им уже много лет. Это в основном делает моя мама, она сама и придумает, и нарисует.

С любопытством наблюдаю, как челнок с нитью в руках мастериц перелетает по зеву справа налево. Теперь нить резким движением деревянного бедра с зубчиками прижимается к основе будущего изделия. Со стороны все кажется не очень сложным. Но не сразу замечаешь, что ткачиха и подножки одну за другой в нужный момент нажимает, и нитеницы в четырех разных сочетаниях в особой последовательности дергает…

– Як-то да мяне прыехаў журналіст і папрасіўся паспрабаваць сам на кроснах прасці, – вспоминает Степанида Алексеевна. Я здівілася: ці ён умее? Ён узяўся прасці, ды тут і кажа: «Ого, дык гэта складаней, чым кіраваць самалётам».
Даже у опытного мастера на тканый фартук уйдет три дня. На кофточку – больше недели. Юбка – самое сложное, на нее уйдет не меньше двух недель. Чтобы создать целый костюм, понадобится месяца два усидчивой работы, ведь домашнее хозяйство не бросишь, оно тоже времени требует. Тут без любви к ткачеству никак.

Сколько метров полотна наткали – тут никто не возьмется подсчитать. Было время, Степанида Алексеевна днем швеей работала, а вечером к любимым кроснам спешила. Есть среди изделий, которые ткет бабушка Степанида, одно довольно редкое. Это «наметка», или «плат» – старинный головной убор, который замужние крестьянки носили в старину. Тканые полоски шириной сантиметров 30-60 делали исключительно из тонкой льняной нити, и именно здесь, в Малоритском районе Брестской области, их богато вышивали.

Чтобы показать мужской национальный костюм на человеке, женщины позвали к нам на встречу мужа одной из них. Пока мастерицы демонстрируют работу на кроснах, прялке, лебедке-моталке, находится задание и для мужчины. Краем уха слышу от него, что не мужская это работа с нитками возиться. Интересуюсь: неужели совсем не мужская, и даже в былые времена не помогали?

Еще как помогали! – протестует Валентина Готовчиц. – Моталок у нас не было, мужчины моток держали, а женщины нитку в клубок скручивали. Я была маленькая и помню, как в детстве мама сидела за кроснами, ткала половицы, а папа с противоположной стороны помогал, ровнял, перебирал крючком нитки. Лен убирать и обрабатывать тоже помогал.

Но Валентина Ивановна признает, что все же издавна эта работа считается больше женской. Зная, что на занятия к ней в кружок ткачества приходят школьники, спрашиваю: а есть ли среди них парни и не дразнят ли их?

– Есть и мальчики. Один из них семиклассник. Ему нравится покрутить лебедку, нитки намотать, «цевку насукать», сам за кроснами ткет. Всегда интересуется, когда мы начнем кружок в следующий раз. Дети ничего не говорят, что это «бабская работа» или что-то такое. Они так не разделяют. Нравится – значит приходят.
Мама Степанида Алексеевна Степанюк стала инициатором открытия кружка ткачества в деревне Доропеевичи, а дочь Валентина Ивановна Готовчиц сегодня им руководит. Так в их женских руках и живет возрожденная старинная техника ткацкого мастерства.

Будучи в Доропеевичах, загляните в старую Свято-Пречистенскую церквушку – это уникальный памятник народного зодчества, самая старая церковь Малоритского края. Есть здесь и вовсе таинственный памятник – вросший в землю каменный крест. Знатоки рассказывают, что вытесан он был с распространением христианства из языческой каменной бабы. В праздничные дни верующие ходят к кресту, повязывают ленты и рушники, загадывают на здоровье и достаток. Как это часто бывает, с каменным крестом связаны истории о чудотворном излечении.

Виктор ЧАМКОВСКИЙ
Фото Алексея СТОЛЯРОВА
Видео Виктора ЧАМКОВСКОГО и Павла КУЗЬМИНА
51.967083, 24.317537
Где это?
Доропеевичи

Малоритский район, Брестская область