В Кременце Логойского района всего 53 домовладения. Крошечная деревенька ничем на первый взгляд не примечательная, однако у нее есть своя изюминка. Здесь сохранился обряд поклонения камню, который местные жители называют не иначе как святым. Казалось бы, валунов, россыпь которых украшает землю Беларуси, уйма, а этот – особенный. Люди верят, что если подвигать камень, или, как сельчане говорят, «пакратаць», можно вызвать дождь. Этим действенным рецептом они пользуются столетиями.

Самая высокая точка деревни – Маякова гора. Местные окрестили ее так еще в прошлом веке: поблизости проходила граница СССР и Польши, и на холме стоял маяк, который выполнял функцию ориентира. До нашего времени он не сохранился – сожгла молния. Вид на окрестности с горы красивый. Справа – бор, где лежит святой камень, а прямо – Кременец. С высоты деревня как на ладони: небольшие хатки, ухоженные подворья, скромные сарайчики.
У подножия горы начинается улица Луговая. А в доме номер один живет 78-летняя Татьяна Вязьмина. Татьяну Мартыновну можно назвать местным краеведом: о Кременце пенсионерка, которая больше 30 лет отработала в местной школе, знает практически все. А ведь приехала сюда после окончания Оршанского педучилища по распределению. Сама родом из Лиозно, но радуется, что вся жизнь прошла на Логойщине, где вместе с мужем Виктором Васильевичем вырастили троих дочерей.

– В деревне тогда было под 400 жителей, – рассказывает Татьяна Мартыновна. – Сложно, наверное, сейчас представить, но у нас были свой клуб, медпункт, почта, библиотека. А теперь даже не верится, что такая маленькая «весачка» стала. В основном пенсионеры, да и то большинство из них дачники. Кто-то купил дома, кто-то приезжает на лето в родительские хаты. Немудрено: недвижимость востребована, потому как недалеко от столицы: 30—40 километров на машине разве расстояние?
Татьяна Мартыновна от предложения внуков и детей бросить дом и уехать в столицу категорически отказывается: мол, в собственной хате спокойнее. Хоть уже два года как овдовела, пенсионерка живет своими заботами. Татьяна Мартыновна проводит небольшую экскурсию по подворью: вишни, смородина, ягоды, ухоженные грядочки с овощами, загон картошки, яблони...

– Если продукты нужны – не проблема: к нам несколько раз в неделю приезжает автолавка, – повествует о своей жизни пенсионерка. – Лекарства внуки привезут, но вообще, чтобы попросить у Всевышнего здоровья, часто хожу к святому камню. Знаете, в его силу не верила, пока не стала свидетельницей одного обряда. Как и ведется по обычаю, однажды собрались девять вдов и пошли «кратаць» валун. Была засуха, с весны ни дождинки. Представляете, уже к вечеру после этой «процедуры» началась гроза. Я изумилась. Теперь, как и старожилы, прихожу к нему, чтобы водой, которая собирается в ложбинках на его поверхности, смочить места на теле, где чувствую боль. Но с пустыми руками сюда не принято идти: обычно несут фрукты, цветы, деньги.

Просим Татьяну Мартыновну и нас проводить к святому камню. Она засуетилась: надо сообразить «ссобойку» с дарами. Берет охапку ромашек из палисадника, пару яблок, конфеты.

Пока наш кременецкий гид собирается, знакомимся с ее соседями Константином Кибалкой и Еленой Чальян. Брат и сестра – представители тех самых дачников, которые составляют львиную долю населения деревни. Пенсионеры родились и выросли в Кременце, давно уже обосновались в Минске, но на родину тянет как магнитом.

Из родительского дома, где фактически все лето живут, сделали конфетку: хороший ремонт, на огороде ни сорняка. Одним словом, вернулись к истокам, их дети и внуки тоже периодически наведываются в Кременец. Потомкам, чтобы сохранить историю и гордость деревни, Константин Кибалка рассказывает о главной достопримечательности – святом камне.

Валун «кратаць» - дождь звать

Соответствующий статус как нематериальное проявление творчества человека придан и традиции поклонения – обряду.
– Смысл его в том, что собираются вдовы и вдовцы – всех «по закону» нужно девять участников, – вступает Наталья Мардас. – Необходимо заготовить столько же деревянных кольев (в рост человека). Затем их запускают под камень и стараются чуть пошевелить сколько хватит сил. Когда люди «кратаюць» валун, приговаривают: «Боженька, помоги, дождик принеси!» Потом все ждут: когда сразу, а когда на следующий день обязательно пойдет дождь. Если он затягивается, процессия опять идет двигать валун, чтобы он якобы сел на место. Но факт: дожди останавливаются.
Старожилы говорят, что не только на праздники идут, чтобы поклониться камню, но и когда припечет.
Татьяна Вязьмина безошибочно находит нужную нам узенькую тропинку, ведущую в лес, которая, кстати, никогда не зарастает. Мы следуем за нашими поводырями. Камень лежит в стороне от тропы, как будто спрятан за небольшим рвом. Вокруг него – «брукаваная» площадка. Он необычный по форме: сверху абсолютно плоский, но на нем несколько гладко отшлифованных лунок. Две из их – овальной формы, еще три – круглой. Испокон веков старожилы говорят про эти углубления на поверхности валуна: мол, «Боженька тут стоял».
Признаюсь, на человеческие следы те лунки совсем не похожи, разве что от бесформенных валенок большого размера. Интересуюсь: может, именно из-за того, что камень обладает какими-то целительными свойствами, называют его святым. Сельчанки в ответ только плечами пожимают.
Однако и у ученых происхождение валуна вызывает массу вопросов. Впервые сведения про него опубликовал Змитрок Бядуля. Именитый писатель родом из Логойского района, рассказывал про кременецкий камень читателям «Нашей нивы» в своей статье в 1911 году. После местный краевед Леонид Прокопчик также писал про него, что дало возможность обследования учеными. Его изучили исследователи, записали воспоминания местных жителей только в 80-е годы прошлого столетия. Затем вся территория была обследована в 1986-м археологом Национальной академии наук Эдвардом Зайковским. С того времени в специальной литературе этот комплекс называется Кременецким святилищем.

– Очень интересные истории с ним связаны, нам еще родители рассказывали, – подмечает Константин Владимирович. – К примеру, камень нельзя сдвигать с места. Некогда в соседних Бобрах барин строил дом и решил положить камень в фундамент строения. Вскоре в доме завелась сырость, он начал гнить, родня барина болеть. Хозяин увидел во сне тот самый валун, который просил отвезти его на место в лес. Что тот и сделал: повез его в бор одной лошадью, хотя в Бобры доставлял на четырех. И еще есть такая легенда: на деревенском погосте решили построить часовенку, а в ее фундамент положить тот самый камень. Сделали. А потом пошел сильный дождь. Такой, что, казалось, никогда не закончится. Одному жителю приснился святой камень: снова просил вернуть его «домой».

Константин Кибалка и Елена Чальян, узнав, что и мы собираемся поклониться святому камню, засобирались с нами. Подрядили в поход родственницу – 83-летнюю Наталью Мардас. Наталья Павловна хоть и ходит с палочкой, с энтузиазмом присоединилась к нам.

Выйдя из деревни за Маякову гору, упираемся в хлебную ниву.

– Нам к тому бору, который посередине поля, – командуют сельчане. – Всю жизнь так ходим – и ничего. Когда слякоть, топаем в резиновых сапогах, когда сухо – хорошо, но ноги можно исколоть о стерню. Впервые очутившись в Кременце, найти этот бор и тот самый камень, обойдясь без гида, почти невозможно. Хоть бы указатель поставили для путников: камень все же – историко-культурная ценность.
Напоследок – еще одна любопытная история. Когда создавалась экспозиция Музея камней, что находится в минском микрорайоне Уручье, ученые хотели кременецкий валун отвезти в столицу. Но его не получилось даже положить на грузовик: подъемник не смог вытянуть артефакт из земли. Исследователи ни с чем поехали назад. Минчане тогда удивлялись: «Такие валуны возили, а этот, как вкопанный, сидит в земле, и все».

История Кременца, который, по преданию, кстати, называется так из-за того, что в округе было много кремния, и его камня – реликвия не только для сельчан из округи, но и для калачевских школьников. Любовь Волчок, учитель истории, об удивительной точке на карте Логойщины написала с ребятами уже не одну работу. Сама деревенька и ее главный каменный «житель» – предмет многолетнего изучения. Пусть факты и овеяны мистикой, но и местная фактура так или иначе привлекает внимание подрастающего поколения к изучению малой родины.

...Как бы там ни было, удивительно, но факт: кременецкий валун мы не «краталі», но вечером, когда возвратились в Минск, нас встретила гроза. Лило, как из ведра. Совпадение или нет – решать вам.

Татьяна Ускова
Фото Владимира Шлапака
Видео Виктора Чамковского

54.363087, 27.496919
Где это?
Кременец

Логойский район, Минская область